Охрана вещи
На начальном этапе обучения охране вещи собака должна усвоить следующее:
- ее лапы должны находиться в корзине, при этом собака находится на длинном поводке перед дрессировщиком;
- собака должна все время поворачиваться в ту сторону, куда перемещается инструктор, в то время как инструктор возбуждает собаку;
- собака должна уметь терпеливо наблюдать за инструктором, который останавливается в метре и ближе до вещи;
- собака должна схватить отступающего назад инструктора, а затем снова поставить передние лапы в корзину.
После этого переходят к следующему этапу обучения: дрессировщик отходит от собаки и работает с ней на расстоянии, затем прячется от нее.
Отработка охраны вещи на расстоянии. До этого момента, на подготовительном этапе обучения, дрессировщик тесно контактировал с собакой и прикасался к вещи, чтобы подергиванием привлечь ее внимание к предмету и дать ей возможность понять суть занятия. Теперь дрессировщик должен отойти от собаки с вещью и встать примерно в 5 м, удерживая собаку за поводок.
Место. В данном случае прием "Место!" подразумевает умение собаки поставить передние лапы в корзину по команде "место" или "Не двигаться!" и в таком положении перемещаться. В первый раз рекомендуется расположить собаку так, чтобы дрессировщик и инструктор были одновременно в ее поле зрения. Таким образом, собака не теряет бдительности по отношению к инструктору, в то же время, внимательно следит за указаниями дрессировщика. После того, как собака в течение какого-то времени будет занимать правильное положение относительно корзины, дрессировщик подходит к ней. Это упражнение повторяют много раз, воздействуя на собаку подергиванием поводка, что напоминает ей о том, как она должна занимать место.
Исходя из своего опыта, я не рекомендую отрабатывать прием "место" без инструктора, потому что собака теряет бдительность и слишком сильно фиксирует свое внимание на дрессировщике. (В нашей традиции принято сначала отрабатывать команду "возврат на место" - в рамках общего курса. Поэтому возможны несколько иные подходы к отработке охраны вещи. Но наиболее важным в практике Сержа Рихтера представляется момент концентрации собаки на охране вещи, а не пространства, на котором находится и вещь и собака.- Прим. ред.)
Работа на поводке. Как только предыдущий прием будет усвоен собакой, дрессировщик отходит от нее поводком на расстояние около 5 м. Для того, чтобы иметь возможность контролировать действия собаки во время работы над упражнением, дрессировщик на этот раз встает за собакой. Инструктор находится перед собакой и поддразнивает ее для того, чтобы не дать ей повернуться дрессировщику (фото 3).
Задача инструктора очень важная и деликатная: своими действиями он должен привлечь внимание собаки, но не слишком ее возбудить, чтобы она преждевременно не покинула корзину Инструктор должен внимательно следить за собакой, как только она возбудится сильнее, он должен тут же умерить свои действия или прекратить их вовсе. Инструктор постепенно перемещается вокруг предмета, постоянно поддерживая собаку в бдительном состоянии. Одновременно дрессировщик передвигается симметрично инструктору, каждый раз вставая напротив него и позади собаки. Если возникает необходимость, дрессировщик подергиванием поводка вынуждает собаку повернуться или занять правильное положение (аналогично воздействию поводком в предыдущем упражнении). Когда инструктор приближается к собаке на расстояние дрессировщик натягивает поводок.
Инструктор останавливается и не двигается, после этого дрессировщик ослабляет натяжение поводка, чтобы дать собаке возможность совершить бросок (фото 4). Через 5 секунд после хватки, во время которой инструктор пытается увлечь за собой собаку, дрессировщик начинает воздействовать подергиваниями поводка, приближаясь к собаке. Дрессировщик берет корзину и отбрасывает ее на 3-4 м, приказывая собаке вернуться к ней (подергивание поводком + команда "Место"